?

Log in

No account? Create an account
Хорошего понемногу...
joking on ye edge of Abyss
Обрывки мыслей про литературу (и будущее, куда без него) 
24-окт-2017 06:53 pm
dark#3, прячусь в деталях
В жж временами возвращается эпоха длинных постов, которые то ли противостоят наступлению клипового мышления (ха-ха), то ли просто выражают мысли автора по какому-то там заинтересовавшему поводу.
Конечно, хороший длинный пост нужно писать как статью, с актуальными ссылками, картинками для привлечения внимания и прочими свистелками.
Вот только иногда возможностей этим заниматься нет, а понимание, что оформление мыслей в желаемом виде займёт столько времени, что ни к чему не обязывающий пост в ЖЖ будет написан когда-нибудь после третьего пришествия, заставляет выкладывать обрывки мыслей на интересующую тему. Под кат, если их многовато.


Disclaimer - махровое скромное мнение. Могу ошибаться, меня может чрезмерно заносить... но я и не претендую.

Я обожаю бумажные книги. Эта любовь иррациональна немного: бумажные книги собирают пыль, занимают много места, легко горят (за некоторыми, впрочем, исключениями). Порой страницы оказываются разрезаны неровно, порой - вклеены как-нибудь не так... К тому же, бумажная книга несёт на себе отпечатки своих читателей: замятые страницы, отпечатки пальцев, иногда - крошки, порой даже шоколадные. Пометки на полях, впрочем, относятся скорее к преимуществам - и, по сути, являются единственным средством "дополненной реальности", доступным бумаге. Ну и сноски, конечно, но они или занимают на странице слишком много места (хотя это может быть отличной фишкой, доказано Терри Пратчеттом), или делают вид, что не сноски (спрятанные в скобки сноски остаются таковыми, даже при отсутствии номеров и иных внешних признаков), или занимают кучу места уже в конце книги и заставляют или бешено листать страницы туда-обратно, или же не менее активно напрягать память: окей, я теперь знаю, к кому отсылает тот мутный персонаж на пятой странице, но что он вообще там делал?
Хотя, каюсь, лично я очень люблю сноски любого рода. Мне нравится метатекст, игры со смыслами, дополненная реальность и моя собственная игра воображения, пусть порой ничем и не подкреплённая.

Развитие новых технологий, конечно, повливало на литературу.
И если сперва убийцей книг пытались считать театр (времязатратно, своя собственная метареальность, зависимость от исполнителей), затем - кино (времязатратно, иное обращение с деталями, адаптация сюжета под визуальный канал, зависимость от исполнителей), затем, кажется, смирились с тем, что книги всё ещё держатся. Как-то.
Куда больший эффект, как мне кажется, оказало появление "аудиокниг" - лишённые "волшебного запаха бумаги" с одной стороны и значительной части книжного удобства навигации аудиокниги обладают своими достоинствами. Во-первых они открывают "волшебный мир чтения" аудиалам, во-вторых, позволяют употреблять книги в те моменты, когда руки и глаза должны быть заняты каким-нибудь ещё делом. Например - за рулём, во время выполнения какой-то занудной и нетворческой работы. Ну и эффект от хорошо прочитанной книги под мягкий эмбиэнт немного гипнотичен и не меньше подстёгивает воображение, чем просто чтение.

Кто-то, кстати, рекомендует читать свои книги под музыку или хотя бы представлять её в нужных сценах. Добавляет кинематографичности.

Но вот с традиционной литературой аудиокниги, КМК, ничего не сделали. Скорее добавили потребителей, являясь дочерним рынком к обычным книгам.

Гораздо большим ударом стало появление цифровых копий.
Во-первых, цифровая копия может существовать практически вечно. У меня на харде валяются текстовики, переписанные ещё с сидирома у которого в "системных требованиях" стоял win 95... а кодировка файлов - кириллица DOS... Нет, звучит недостаточно олдово. У меня на компе есть рассказы, а то и обрывки романа маминой подруги, которые были написаны ещё в каком-то текстовом редакторе под DOS в середине девяностых. Кочуют с компа на комп, ещё со времён дискет. С детства обещаю себе прочитать целиком, но сейчас уже не найду, в каком из архивов древностей они спрятаны.
Как контраргумент, впрочем, могу упомянуть и читаемость берестяных грамот и то, что в случае отсутствия разрушительного влияния среды литература на энергонезависимых носителях существует долго и хорошо - и не требует драгоценного электричества.
Во-вторых, и это реально "конкурентное преимущество", в хорошо сделанной электронной версии гораздо лучше с навигацией. Можно легко найти (и выдрать из текста) любую нужную цитату, даже если помнишь её достаточно примерно, можно легко перескакивать на нужный блок текста... О, тут большой простор для изучения. А уж во времена машинного обучения...
Хотя нет, это уже оффтоп.
В третьих, цифровая копия подразумевает некоторую сопутствующую инфраструктуру... и некоторые бонусы, о которых я поговорю немного позже.

Дело в том, что лёгкость копирования - небывалая со времён древних переписчиков - позволяет выключать из производственной цепочки издателя.
Лёгкость изготовления, по крайней мере кажущаяся, даёт огромный вал информации, из которой сложно извлечь даже то, что хотел бы прочитать, но...
Ладно, это всё отдельная тема.
Просто электронные версии легко уходят в свободное распространение и из-за этого человеку, который хочет кушать за счёт своего таланта остаётся только голодать или уходить в другие области творчества.

Поэтому просто перейду к тому, что ради чего я начал этот пост :-).

Новые технологии дают и новые возможности.
Обратная связь: Метро 2033, с моей маленькой кочки, был прекрасен не как роман про постапокалипсис, не как роман про хтонь, которая таится в темноте и не как сборник метробаек. Метро 2033 прекрасен как пример новой формы художественного произведения: роман, который писался прямо в сети, пластично изменяясь в пределах авторской задумки в зависимости от получаемых автором комментариев.

Мгновенный поиск текста, способы создавать дополненную реальность...
Сам пробовал экспериментировать с дополнением реальности (Так, например, или вот так, редактируя старое). Правда, конечно, столкнулся с тем, что даже предупреждённый читатель может не обратить внимание на наличие альт-текста, видного при наведении мышки или нажатии пальцем, или просто пропустить. Или глюк системы может помешать увидеть всё так, как надо...

Впрочем, со стихами "всё сложно". Альтернативные варианты, встроенные в текст, могут не расширять картину, а размывать её, снижая эффект. Или, например, оставляя черновики, демонстрирующие полёт мысли автора на виду, но не мешающими традиционному прочтению.

Зато вот, например, Атласы Гипноза с Салема, пусть и являлись игрой, но рассказывали историю, в которой от твоего выбора зависело крайне многое, при этом действие сопровождалось музыкой (вырезана в релизной версии по соображениям копирайта), подчёркивающей создающееся настроение.

Жанр "интерактивной книги", появившийся ещё на бумаге, получил второе рождение. Но по складывающемуся у меня впечатлению, относятся к нему на удивление несерьёзно. С одной стороны это связано с тем, что "книга-игра" - это явно игра, а игры они... ну для детей и грешноваты. И даже если не грешноваты - всё равно для детей. С другой, как мне кажется, тут в полный рост встаёт проблема издания и распространения. Если уж автор хочет кушать хотя бы хлебушек со своего произведения, а не создать артефакт новой ветки искусства, то ему нужно как-то плоды своего труда продавать. Амазон? Стим? Признаюсь честно, пока я пишу этот пост, я не могу загуглить, но у меня сложилось впечатление, что в "магазине игрушек" (ну и, с недавних пор - видео) Steam интерактивных книг продаётся как бы не побольше, чем в "книжном магазине" Amazon.
И это если даже считать конкретно "текстовые произведения". Даже иллюстрированные.
Но...
Но постойте, разве столь любимый японцами жанр "визуальной новеллы" - это не то самое иллюстрированное (а то и анимированное) художественное произведение с возможностью выбора сюжетной ветки? Ну или хотя бы просто чтения, практически полностью сопровождённого иллюстрациями? В наличии есть и музыка, и частичная озвучка... Да и рынок довольно велик!
Ладно, это моё субьективное мнение, но я как "книжку" предпочту читать произведение, в котором текста больше, чем иллюстраций. Хотя бы визуально.
И уж тем более - хотелось бы получать и опыт интерактивного чтения истории, а не участия в ней. Как в спектаклях, в которых действие занимает целый дом, а зрители - просто наблюдатели, при этом действие идёт и в отсутствие зрителя, но...

Ладно, моя изначальная идея выглядела так.
Представьте себе рассказ. Повесть, роман... Размер не имеет принципиального значения. Вот форма, конечно, имеет, но...
Ладно, ещё раз.
Представьте себе литературное произведение.
Вы читаете его - постранично, переходите по сноскам, а текст изменяется, в зависимости от того, как вы читаете его. Или не только "в будущем", но и "в прошлом". Вот действительно, многие ли люди помнят точно то, что прочитали только что? Во всех деталях? Как бы вы отнеслись к тому, что выходя из библиотеки поняли, что сам дом поменял цвет? И что все убеждены, что он всегда был именно таким?
Конечно, с учётом возможностей машинного обучения и накопленого массива информации о каждом человеке, использующем современную технику, скоро можно будет писать "идеальную книгу" для каждого... (впрочем, об идеальных отношениях на основании таких данных писал ещё Шекли)
Но, всё же, представьте себе первые шаги в таком направлении?
История, создающая мета-реальность и, вместе с тем, сохраняющая свой сюжет. История, в которой волна изменений деталей важная не меньше того, что происходит с героем. История, которой важен читатель, или в которой важен каждый читатель!

Впрочем, например, в фонде SCP уже есть истории, созданные с использованием подобных идей.
...
Но в момент, когда книга будет включать каждого читателя в себя, а создатели такой книги не умрут с голода - будущее станет ещё немножечко ближе.

И ещё, конечно, этот пост будет совсем уж обрывочным без упоминания Говарда Филипса Лавкрафта - умершего в нищете писателя, создавшего одну из первых метавселенных, в том числе интегрируя её в чужие книги, попадавшие ему на редактуру. И пусть он умер, но дело его живёт, мир развивается, а Ктулху спит в Р`Льехе.



И в качестве постскриптума - в тексте совершенно не раскрыта идея игры-книги и мира-как-текста с Антропографии. Не столько потому, что я её не отрефлексировал, сколько потому, что тамошний опыт работы с метатекстом требует отдельного поста, а то и не одного.
Comments 
28-окт-2017 03:55 pm
придерживаюсь ретроградской точки зрения, что лучше сперва написать простую, но хорошую бумажную книгу, а уж потом изгаляться со всякими там техническими изысками, иллюстрациями и проч
2-ноя-2017 11:13 am
Проблема в том, что объективного критерия "хорошести" книги нет, этому даже "Хромая судьба" у Стругацких посвящена.. в числе всего прочего.
А если рассматривать книги как способ передать какую-то авторскую мысль и идею, то тут все средства становятся хороши.
28-окт-2017 10:39 pm
Это очень интересно, на самом деле. Я тоже много думаю на эту тему: что должно быть какое-то ещё будущее у "историй из слов" и оно лежит где-то во взаимодействии с читателем напрямую.

====
Визуальные новеллы вызывают у меня лютую ненависть. Это тупиковая ветвь эволюции историй, имхо.
30-окт-2017 12:15 pm
Формально это будущее - просто возврат к истокам, просто на ином качественном уровне. Рассказы у костра рано или поздно вернутся :).
---
"Дорогая Эштер", КМК, тоже немного визуальная новелла.. например.
Вопрос в исполнении).
30-окт-2017 12:36 pm
Да, новый виток спирали, та же тема, иная форма.

Ха, я в "Дорогую Эстер" так и не смогла доиграть.
2-ноя-2017 11:15 am
...ну я тоже так и не смог! Но всё ещё надеюсь).
Но кроме неё есть и "Бастион", например. И Транзистор. В которых куда больше от игры, но и книги-то не так уж мало. Пусть даже и поданной необычным образом.

Люди, кажется, начинают понимать, что на самом деле они окружены историями и живут в них гораздо больше, чем в том, что считают объективной реальностью).
2-ноя-2017 12:07 pm
>>Люди, кажется, начинают понимать, что на самом деле они окружены историями и живут в них гораздо больше, чем в том, что считают объективной реальностью).

Это да.
И да, я всегда прохожу игры ради сюжета (истории), даже если этот сюжет мне в итоге самой приходится додумывать.
Но вот визуальные новеллы -- это точно ошибочный способ подачи. Нужно куда-то в другую сторону копать.
This page was loaded ноя 22 2017, 4:32 pm GMT.